Основные положения экзистенциальной психологии

Основные положения экзистенциальной психологии

Человеческое бытие предполагает уход от старых шаблонов, стереотипов, умения настоять на своем, желания искать новые и эффективные пути для самоактуализации. Человек ответственен, полностью ответственен за одну единственную жизнь - собственную. Избегать ответственности, свободы, выбора - означает предавать самого себя и жить в состоянии отчаяния, безнадежности, быть не подлинным, неаутентичным. Связь бытия человека и бытия мира. Становление человека и становление мира всегда связано М. Бубер , диалог М. Человек раскрывает возможности своего существования через мир другого М.

Открытие бытия очерки экзистенциальной психологии

Рубинштейн в своих трудах, была проблема отношения человека к жизни и смерти. По его мнению, факт смерти делает жизнь человека окончательной, завершенной, т. Наличие смерти порождает серьезное, ответственное отношение к жизни и обязательства по отношению к другим людям заботиться о них, что-то делать для них, пока есть возможность.

Психолог Дмитрий Леонтьев об альтернативе инфантилизму, школе Dasein- анализа и поиске смысла жизни в экзистенциальной.

Рассказать Рекомендовать Во все времена люди сталкивались с психологическими проявлениями, такими как разочарование, усталость от жизни, неуверенность в себе, переходящими в депрессию. Проблемы в разные эпохи были тоже разные, но чувства и переживания людей похожи. Сегодня все чаще человек страдает от утраты смысла жизни и внутренней опустошенности, причиной которых становятся какие-то жизненные неурядицы.

Помочь таким людям призвана экзистенциальная психотерапия. Понятие экзистенциальной психотерапии Экзистенциальная психотерапия — это свод правил и психологических подходов для возвращения человека к нормальной жизни, полной забот и смысла. Здесь делается упор на осознание себя не как отдельного объекта, замкнутого в себе и своих переживаниях, а как части бытия, реальности вокруг. Терапия формирует ответственность за свою жизнь и происходящее в ней.

Экзистенциальная психология и психотерапия тесно перекликаются с философией.

Предисловие Хотя экзистенциальное направление и является самым значительным из появившихся в европейской психологии и психиатрии на протяжении двух последних десятилетий в США, оно стало известно только несколько лет назад. С тех пор некоторые из нас обеспокоены тем, что оно может стать слишком популярным в некоторых сферах, особенно в национальных журналах. Но мы можем утешиться словами Ницше: Мы также можем успокоить себя замечанием о том, что в настоящее время есть две причины, побудившие интерес к экзистенциальной психологии и психиатрии в этой стране.

Первая — стремление примкнуть к движению, имеющему шансы на успех, стремление всегда опасное и практически бесполезное и для познания истины, и для попыток понять человека и его отношения.

Онтологические проблемы экзистенциальной философии. Из книги Этика любви и ПСИХОЛОГИЯ страха И УЖАСА. РАСТВОРЯЕМОСТb ЧУВСТВА .

Экзистенциальный анализ базируется на следующих принципах рассмотрения и определения личности: К областям базисных конфликтов, которые анализирует экзистенциальная психология, относятся: Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить — центральный экзистенциальный конфликт. Обычно свобода представляется однозначно позитивным, желанным явлением. Это то, что человек жаждет и стремиться на протяжении всей истории человечества.

Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. Первый глоток свободы сопровождает первым криком младенца, появившегося на свет.

Страх смерти как экзистенциальная проблема

Введение психоаналитический страх умирающий Причина и корни страха смерти биологически и культурально детерминированы. С точки зрения сохранения человеческого рода, страх смерти способствует уменьшению случаев неоправданного риска и преждевременной смерти. -- это часть человеческой конституции, необходимая для существования индивида. С одной стороны, страх смерти -- генетически детерминированный инстинкт, а с другой -- плод религиозного и культурального мировоззрения.

Экзистенциальная психология озабочена проблемой смерти не меньше, чем проблемой жизни. «Ничто» всегда на пути человека. Страх имеет не.

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние. Выводя состояние страха из невинности, Кьеркегор тем самым устраняет чувство вины из переживания страха. В крайней степени — отчаянии — происходит преодоление этического религиозным. Впервые страх открылся великому датскому мыслителю Кьеркегору в г.

О своем прозрении он написал небольшую книжку, которую так и назвал"О понятии страха". Автор писал о том, что именно свобода выбора, а отнюдь не покоящийся на атеизме мир вызывает страх и тревогу. И свой выбор я делаю, будучи охвачен страхом и трепетом".

Экзистенциальная психотерапия И. Ялома

С тех пор некоторые из нас обеспокоены тем, что оно может стать слишком популярным в некоторых сферах, особенно в национальных журналах. Но мы можем утешиться словами Ницше: Мы также можем успокоить себя замечанием о том, что в настоящее время есть две причины, побудившие интерес к экзистенциальной психологии и психиатрии в этой стране.

Авторы показывают, что значимость и сила страха во многом ресурсов ( понятий, идей, «наработок») психологии, психиатрии, А это сегодня есть не что иное, как ключ к разработке проблем страха, его Однако только в экзистенциальной философии, где само существование страха.

У нее нет ни законного места жительства, ни формального образования, ни собственн, ой организации. Академические соседи не признают ее за свою. Она не породила ни официальное сообщество, ни стабильный журнал немногочисленные хилые чада скончались во младенчестве ; не имеет ни стабильной семьи, ни определенного главы семейства. Это не связано с тем, что я хочу разделить эти два понятия, это обусловлено прежде всего удобством для меня как для психолога.

Где же истоки экзистенциальной психологии? Все дело, видимо, в том, что у экзистенциальной психологии множество источников. И прежде всего, это, конечно, экзистенциальная философия. Наверное, сложно найти хотя бы одного философа, который бы не задумывался о жизни и смерти. Некоторые считают отправной точкой воскресный полдень года, когда молодой датчанин сидел в кафе, курил сигару и размышлял над тем, что ему грозит опасность состариться, не оставив следа в этом мире:

Экзистенциальная психотерапия

С тех пор некоторые из нас обеспокоены тем, что оно может стать слишком популярным в некоторых сферах, особенно в национальных журналах. Но мы можем утешиться словами Ницше: Мы также можем успокоить себя замечанием о том, что в настоящее время есть две причины, побудившие интерес к экзистенциальной психологии и психиатрии в этой стране. Первая — стремление примкнуть к движению, имеющему шансы на успех, стремление всегда опасное и практически бесполезное и для познания истины, и для попыток понять человека и его отношения.

Другое стремление — более спокойное, глубокое, выражается в мнении многих наших коллег, которые считают, что доминирующее сегодня в психологии и психиатрии представление о человеке неадекватно и не дает нам той основы, в которой мы нуждаемся для развития прикладной психотерапии и различных исследований. Все, что есть в этой книге, исключая библиографию и некоторые отрывки, добавленные к первой главе, было представлено на симпозиуме по экзистенциальной психологии Американской психологической ассоциации в Цинциннати в сентябре года.

Ключевые слова: психология, культура, страх, ценности, Фейфел Г. Смерть — релевантная проблема в психологии // Экзистенциальная психология.

Затем я хотел бы обсудить некоторые"вечные" вопросы, которые в психологии задавали многие из нас, вопросы, взывающие, как нам кажется, именно к экзистенциальному подходу, и обозначить некоторые новые акценты, которые этот подход придает центральным проблемам психологии и психотерапии. Наконец, я хочу указать на некоторые трудности и нерешенные проблемы, перед лицом которых стоит экзистенциальная психология сегодня.

Экзистенциальный подход очень близок, например, к мышлению Уильяма Джеймса. Возьмите, например, его акценты на непосредственность опытаиединство мышления и действия,акценты, которые были для Джеймса такими же важными, как и для Кьеркегора. Другим аспектом работ Уильяма Джеймса, выражающим тот же подход к реальности, что и экзистенциальные психологи, является важностьрешимости и включенности— его убежденность в том, что невозможно узнать истину, восседая в кресле, а желание и решимость являются предпосылками к открытию истины.

Далее, его гуманистическая направленность и полнота его бытия как человека позволили ему включить в свою систему размышлений искусство и религию, не жертвуя научной целостностью, — это представляет собой другую параллель с экзистенциальной психологией. Но эта удивительная параллель при ближайшем рассмотрении перестает казаться столь неожиданной, поскольку, когда Уильям Джеймс вернулся в Европу во второй половине века, он, как Кьеркегор, который писал тремя десятилетиями ранее, подключился к наступлению на гегелевский панреализм, который отождествлял истину с абстрактными концепциями.

Оба, и Джеймс, и Кьеркегор, посвятили себя переоткрытию человека как существа полного жизни, решимости и непосредственного опыта бытия. Следовательно, они заняли место рядом с теми, кто рассматривает непосредственный опыт человека как более полное открытие сущности и отдельных черт Реальности, чем познавательный опыт человека" Это объясняет, почему те, кто интересуется терапией, в большей степени готовы иметь дело с экзистенциальным подходом, чем те наши коллеги, которые заняты лабораторными исследованиями или созданием теорий.

Нам по необходимости приходится иметь дело непосредственно с бытием человека, который страдает, борется, переживает различные конфликты. Этот"непосредственный опыт" становится нашим естественным окружением, и дает нам как повод, так и данные для нашего исследования. Нам приходится быть подлинно реалистичными и"практичными" в том отношении, что мы имеем дело с пациентами, чьи тревоги и страдания не будут излечены теориями, какими бы блестящими они ни были, или какими бы то ни было всеобъемлющими абстрактными законами.

Кривцова С.В. - Страх Подарок Природы ☯


Жизнь вне страха не только возможна, а совершенно доступна! Узнай как можно стать бесстрашным, кликни здесь!